Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

03 Бюджетирование и планирование ФХД, текущее финансирование, ОРД

26.08.2016218
Как осуществлять корректировку доходной части бюджета учреждения?

Формирование и корректировка доходной части бюджета учреждения

Формирование доходной части бюджета учреждения производится в соответствии с  «Порядком составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Кроме того, ООВО может использовать собственные разработанные классификации показателей доходов, принятые в соответствии с учетной политикой ООВО.
Корректировка доходной части бюджета учреждения осуществляется на основании п.16,17 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717), а также в соответствии с принятыми в ООВО внутренними нормативно-правовыми актами в части планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности.

26.08.2016168
Какие сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) необходимо указывать как дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД?

Дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД

Дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД отображаются в соответствии с формами iIV-IX «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Например, сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения, отражаются в форме VII «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение федерального государственного учреждения (подразделения) на (очередной финансовый год)» и форме IX «Справочная информация».
В данных формах можно отразить средства по обеспечительным платежам как способ обеспечения исполнения обязательств, средства грантов по соглашению между грантополучателем-физическим лицом и учреждением.

26.08.2016480
Как составить план финансово-хозяйственной деятельности в части сведений об операциях с целевыми субсидиями?

Составление сведений об операциях с целевыми субсидиями

Сведения об операциях с целевыми субсидиями составляются в соответствии с Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (с изменениями от 24 сентября 2015 г) по форме 0501016 Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению
С учетом положений, установленных Требованиями для составления плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, сформированные учреждением, утверждаются в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Сведения формируйте в следующем порядке
В графе 1 – наименование субсидии с указанием цели ее предоставления (согласно нормативно-правовому акту, который устанавливает порядок предоставления указанной субсидии).
В графе 2 – код субсидии текущего финансового года, присвоенный учредителем.
В графе 3 – код КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат.
В графе 4 – код объекта капстроительства (например, недвижимости), который включен в Федеральную адресную инвестиционную программу и на создание которого выделена субсидия на капвложения. При получении других целевых субсидий эту графу не заполняйте.
Графы 5, 6 не заполняйте.
В графах 7, 8 – суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена потребность учреждения направить их на те же цели. Если код субсидии изменился, новый код укажите в графе 7. В графе 8 отразите разрешенные к использованию суммы.
В графе 9 – сумму планируемых на текущий финансовый год поступлений субсидий.
В графе 10 – сумму планируемых на текущий финансовый год выплат за счет средств субсидий с учетом разрешенного к использованию остатка субсидии прошлых лет. Данные показатели могут быть детализированы до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.
Перечень целевых субсидий может быть утвержден:

  • бюджетным, автономным учреждением – если оно осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета по предоставлению себе (как получателю) субсидий;
  • федеральным органом исполнительной власти (учредителем).

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на другие выплаты (в зависимости от потребности учреждения).

26.08.20167192
Каков срок публикации плана ФХД после утверждения? Сколько дней дается на его размещение после подписания?

Соблюдение сроков формирования и размещения плана ФХД

Для планирования и учета исполнения плана ФХД ООВО целесообразно использовать следующие периоды:

  • календарный финансовый год;
  • учебный финансовый год.

Календарный финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период:

  • очередной календарный  финансовый год;
  • 1-й год планового периода;
  • 2-й год планового периода.

При планировании и бюджетировании ООВО может осуществлять дополнительную детализацию по временному интервалу финансового года (поквартально, помесячно).
Учебный год – цикл учебного процесса в ООВО продолжительностью в один календарный год. В зависимости от особенности организации учебного процесса ООВО при планировании и бюджетировании может осуществлять дополнительную детализацию по временному интервалу учебного года (семестрам, триместрам, четвертям, модулям, месяцам).
С 1 января 2012 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Положения приказа распространяются на автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета.
Приказ устанавливает обязательные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности, но не определяет его форму. Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности должен быть установлен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.
Финансовыми периодами планирования и контроля исполнения бюджетов ООВО являются учебный финансовый год (с 1 сентября по 31 августа) и календарный финансовый год (с 1 января по 31 декабря).
Таким образом, план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

26.08.2016926
Что нужно, чтобы в течение года внести изменения в план ФХД? Какими НПА руководствоваться при внесении изменений в план ФХД?

Внесение изменений в план ФХД

Внесение изменений в план ФХД производится на основании п.16,17 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717).

26.08.2016396
Какие основные нормативные документы регламентируют процесс формирования плана ФХД?

Нормативно-методические основы формирования плана ФХД
Нормативное регулирование финансово-хозяйственной деятельности

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 04 июля 2016 г)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 03 июля 2016 г)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 03 июля 2016 г)
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»
  7. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»
  8. Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»
  9. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
  10. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 226-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  11. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (с изменениями от 3 июля 2016 г).
  12. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» »  (с изменениями от 31 декабря 2014 г).
  13. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 3 июля 2016 г).
26.08.2016261
В чем отличие БДР от БДДС?

Виды и формы бюджетов

Основными формами бюджетов ФХД ООВО  являются:
  • Бюджет доходов;
  • Бюджет функциональных расходов (далее – БФР);
  • Бюджет доходов и расходов (далее – БДР);
  • Бюджет движения денежных средств (далее – БДДС);
  • Инвестиционный план (далее – ИП);
  • План закупок (далее – ПЗ).
Бюджет доходов и расходов (далее – БДР) является сводом начислений доходов и расходов ООВО. Операции БДР отражаются датой начисления дохода/расхода, согласно управленческой учетной политике.
Бюджет движения денежных средств (далее– БДДС) является сводом движения денежных средств по лицевым счетам и кассе, отражая приток и отток денежных средств ООВО. Операции в БДДС учитываются датой и суммой поступления/оплаты.
Отличие БДР от БДДС:
  1. БДР отражает финансовый результат деятельности, а БДДС – наличие положительных и отрицательных денежных потоков предприятия, чистый денежный поток.
  2. В БДДС присутствуют только статьи, выраженные в денежной форме, а в БДР могут быть и неденежные статьи (амортизация, переоценка ОС и т.д.)
  3. Основными статьями в БДДС являются поступления и платежи, а в БДР – доходы и расходы.
26.08.2016446
Что входит в состав показателей доходов и расходов ООВО?

Состав показателей доходов и расходов

Показатели доходов и расходов формируются в соответствии с показателями по поступлениям и выплатам «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Кроме того, ООВО может использовать собственные разработанные классификации показателей доходов и расходов, принятые в соответствии с учетной политикой ООВО.

26.08.2016365
Какие факторы, оказывают влияние на выбор и обоснование управленческой учетной политики?

Управленческая учетная политика

Управленческая учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации.
Управленческая учетная политика представляет собой внутренний регламент организации, определяющий принципы и организационные основы построения и ведения управленческого учета и содержащий совокупность способов его ведения и составления управленческой отчетности.
На выбор и обоснование учетной политики по управленческому учету решающее влияние оказывают те же факторы, что и на учетную политику для целей бухгалтерского финансового учета: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность, вид деятельности, масштабы деятельности, управленческая структура организации и структура бухгалтерии финансового и управленческого учета, финансовая стратегия организации, материальная база, степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета, уровень квалификации работников, занимающихся управленческим учетом.
С изменением в течение года статуса государственного (муниципального) образовательного учреждения ему следует составить новую учетную политику, так как существенно изменяются условия его хозяйствования. Поскольку в учетной политике отражается специфика деятельности конкретного учреждения образования, утвержденная руководителем учетная политика индивидуальна.
Учреждение формирует учетную политику самостоятельно, руководствуясь при этом законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Инструкцией № 157н установлено, что учетной политикой утверждаются [Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 01.03.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452)]:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Управленческая учетная политика применяется в установленном периоде, вводится с начала планируемого периода и действует весь планируемый период.

26.08.2016950
С какой целью осуществляется финансовое планирование? Какие задачи решаются в ходе финансового планирования? На каких принципах строится система финансового планирования?

Цели, задачи и принципы финансового планирования

Цели финансового планирования:

  • концентрация ресурсов ООВО на достижение показателей плана развития ООВО;
  • создание необходимого информационного базиса для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений;
  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ООВО ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости ООВО;
  • обеспечение надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами ООВО в целом;
  • контроль исполнения стратегических показателей развития ООВО;
  • контроль за эффективностью использования денежных средств.

Задачи финансового планирования:

  • представление стратегических и тактических целей ООВО финансовыми показателями;
  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности ООВО;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников ООВО.
  • повышение определенности и понимания в принятии управленческих решений о деятельности и развитии ООВО в будущем;
  • выработка стратегии развития ООВО;
  • выработка механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ООВО, в том числе в отношении выполнения государственного (муниципального) задания, состояния и размера кредиторской задолженности.

Принципы финансового планирования:

  • принцип достаточности раскрытия плановых показателей ФХД ООВО для принятия управленческих решений;
  • принцип непрерывности процесса планирования деятельности и учета исполнения планов в рамках определенного цикла, а так же обеспечения реализации учебного цикла при планировании, бюджетировании и учете исполнения планов ФХД ООВО;
  • принцип гибкости. Процесс планирования и существующие планы могут корректироваться и меняться в виду возникновения новых обстоятельств;
  • принцип системного единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер;
  • принцип обособленности и единства планов между всеми отдельными структурными подразделениями ООВО. Любые изменения в планах одних структурных подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;
  • принцип участия заключается в том, что каждый специалист организации независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции становится участником плановой деятельности;
  • принцип платежеспособности состоит в том, что в течение всего года планирование денежных средств должно, обеспечивать, соблюдение ООВО платежной дисциплины;
  • принцип сопоставимости показателей.Показатели за разный периоды времени должны быть сформированы по одними и теми же принципами;
  • принцип своевременности и понятности учетной информации. Информация должна быть представлена вучетном документе тогда, когда она необходима и быть понятна пользователю этого документа;
  • принцип периодичности. Внутренний оборот информации и внутренние отчеты необходимо строить с учетом принципа периодичности.