Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

03 Бюджетирование и планирование ФХД, текущее финансирование, ОРД

26.08.2016338
Особенности учета фактических расходов (в том числе косвенных) в бюджетном образовательном учреждении?

Распределение косвенных затрат

Для  расчета себестоимости услуг (работ, продукции), необходимо правильно разнести расходы по видам затрат.
Методика учета расходов в бюджетном образовательном учреждении предполагает выделение прямых, накладных (косвенных) и общехозяйственных расходов. Распределение расходов на прямые и накладные (косвенные) заложено в структуре аналитических счетов к счету 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Это счета 109.60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» и 109.70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» (п. 138 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, счет 109.00 Единого плана счетов № 157н). Перечень прямых и накладных расходов законодательно не установлен, поэтому необходимо разработать его самостоятельно исходя из отраслевых особенностей учреждения и закрепить в учетной политике.
При изготовлении одного (единственного) вида продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым (т. е. сразу на счет 109.60). А счет 109.70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» нужно открывать, только когда учреждение выпускает несколько видов продукции (выполняет несколько видов работ, услуг).
Прямые расходы в течение отчетного месяца аккумулируются на соответствующем счете управленческого учета доходов и расходов в разрезе структурных подразделений. Это связано с тем, что данные расходы проблематично отнести на конкретную специальность, так как их количество может превышать несколько десятков. Преподаватели закрепляются за кафедрами, которые относятся к конкретному факультету. Одному преподавателю педагогическая нагрузка может планироваться на разных факультетах. Поэтому прямые расходы распределяются в соответствии с выбранной базой распределения по специальностям, а затем относятся на расходы текущего финансового года от образовательной деятельности.
Особую актуальность приобретают вопросы распределения косвенных расходов между видами деятельности.
Существует три основных метода распределения косвенных затрат между подразделениями:
– метод прямого распределения затрат;
– пошаговый (последовательный) метод распределения затрат;
– метод взаимного распределения затрат (двухсторонний)
Метод прямого распределения косвенных затрат наиболее прост: расходы по каждому подразделению относятся на подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Он применяется в тех случаях, когда центры ответственности  не оказывают друг другу услуги.
Преимуществом этого метода являются его простота и не трудоемкость. Главный же его недостаток состоит в том, что он ведет к серьезным искажениям при определении реальной себестоимости различных видов деятельности.
Пошаговый метод распределения косвенных расходов применяется в тех случаях, когда подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Процесс распределения затрат между подразделениями осуществляется поэтапно.
1 Шаг. Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения.
2 Шаг. Определение базовой единицы, т.е. единицы объема предоставляемых услуг, используя которую, можно легко определить потребление этих услуг другими подразделениями.
3 Шаг. Распределение затрат. Выполняется на основе выбранной базы распределения.
Пошаговый метод распределения косвенных расходов является более трудоемким, однако по сравнению с предыдущим методом дает более точную картину себестоимости отдельных видов деятельности.
Метод взаимного распределения затрат назван двухсторонним, что отражает суть отношений между центрами ответственности. Он применяется в тех случаях, когда между подразделениями происходит обмен внутриорганизационными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применить лишь при наличии двух подразделений.
Выбор базы распределения зависит от специфики деятельности организации. Выделяют следующие базы распределения расходов: прямые затраты на оплату труда, человеко-часы, машино-часы, прямые затраты, выпуск продукции, плановые ставки накладных расходов. Наиболее распространенными базами распределения косвенных расходов бюджетного образовательного учреждения являются приведенный контингент, учебная нагрузка, штатные нормативы. Базой распределения расходов также может быть прямые расходы на заработную плату. Эти базы распределения применимы также и к прямым расходам. Для распределения прямых расходов предлагается использовать показатель трудоемкости для конкретной специальности и формы обучения. Поскольку этот показатель является основным затратообразующим фактором в бюджетном образовательном учреждении. Накладные затраты появляются, когда учреждение ведет несколько видов деятельности (услуг, работ, продукции). В частности, если учреждение оказывает образовательные услуги и выпускает готовую продукцию. В таком случае к накладным относят те затраты, которые не имеют прямой связи с конкретным видом услуг (работ, продукции). Например: амортизация основного средства и затраты на его содержание, если оно используется в нескольких видах деятельности.
Накладные (косвенные) расходы бюджетного образовательного учреждения аккумулируются на соответствующем счете управленческого учета по подразделениям в течение месяца. Эти расходы в конце месяца могут относиться сразу на расходы текущего года или на прямые расходы. Отнесение накладных расходов на прямые приведет к неточности расчетов и усреднению показателей, поскольку прямые расходы подлежат дальнейшему распределению. Поэтому предлагается накладные расходы сразу относить на расходы текущего финансового года, предварительно их, распределив, в соответствии с трудоемкостью для каждой специальности и формы обучения. Методику учета расходов, осуществляемых за счет субсидий на выполнение государственного задания, предлагается использовать такую же, как и для образовательных услуг, оказываемых сверх государственного задания. Целесообразность такого учета объясняется тем фактом, что субсидии на выполнение государственного задания выделяется общей суммой, а бюджетное образовательное учреждение вправе определить самостоятельно порядок их распределения. Такая методика учета позволит формировать сопоставимые показатели в рамках выполнения государственного задания и сверх него. Расходы от научной деятельности предлагается разделять на прямые, накладные и общехозяйственные. Прямые расходы относятся прямо по договору. В конце месяца прямые расходы закрываются проводками на расходы текущего финансового года от научной деятельности. Накладные расходы аккумулируются на счетах управленческого учета в разрезе подразделений. В конце месяца накладные расходы распределяются пропорционально доходам. Расходы сопутствующих услуг также делятся на прямые, накладные и общехозяйственные. Прямые расходы накапливаются на счетах управленческого учета в разрезе договоров, а в конце месяца списываться на расходы текущего финансового года. Накладные расходы учитываются на соответствующем счете управленческого учета в разрезе подразделений. В конце месяца накладные расходы распределяются пропорционально доходам, а затем относятся на расходы текущего финансового года. Современное бюджетное образовательное учреждение имеет сложную структуру, оказывает большое количество различных видов услуг.
К общехозяйственным расходам относятся затраты, которые связаны с управлением учреждением, организацией его хозяйственной деятельности, содержанием его общего имущества. На практике к ним относят:

  • расходы на зарплату (в т. ч. обязательные страховые взносы) административно-управленческого и общехозяйственного персонала, не связанного с процессом оказания услуг, выполнения работ, изготовления продукции;
  • амортизационные отчисления, а также расходы на содержание и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения (например, служебных автомобилей, оборудования и мебели в административных зданиях и помещениях);
  • расходы на коммунальные услуги, связь, на содержание недвижимого имущества – уборка, вывоз мусора, охрана и т. п.;
  • расходы на эксплуатацию систем охранной и противопожарной безопасности, техобслуживание и ремонт этих систем;
  • арендная плата за имущество управленческого и общехозяйственного назначения;
  • оплата информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению расходы, которые возникают в процессе управления учреждением и связаны с его содержанием как единого хозяйственно-имущественного комплекса.

Конкретный перечень расходов, относимых к общехозяйственным, необходимо закрепить в учетной политике.
Общехозяйственные расходы бюджетного образовательного учреждения включают расходы на управление, обслуживание и организацию деятельности вуза. Такие расходы относятся ко всем видам деятельности, осуществляемые бюджетным образовательным учреждением.
Универсальным показателем всех видов деятельности, структурных подразделений является сумма начисленной заработной платы и начисления на нее. Поэтому общехозяйственные расходы предлагается распределять пропорционально заработной плате с начислениями на нее. Общехозяйственные расходы от приносящей доход деятельности в течение отчетного месяца аккумулируются на счетах управленческого учета в разрезе подразделений. Общехозяйственные расходы в конце отчетного месяца распределяются и списываются на расходы текущего финансового года от деятельности приносящей доход. Общехозяйственные расходы, осуществляемые за счет субсидий на выполнение государственного задания, учитываются по аналогичной методике.
Предложенная система учета расходов позволяет выделять постоянные (общехозяйственные) расходы, поскольку именно они представляют собой наиболее эффективный путь снижения себестоимости услуг, оказываемых бюджетным образовательным учреждением. Постоянные расходы определяются спецификой деятельности и структурными особенностями бюджетного образовательного учреждения.

26.08.2016284
Как рассчитывается стоимость образовательной услуги?

Расчетные формы в привязке к показателям

В целях организации эффективной работы по исполнению положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), а также регулирования деятельности образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (далее — учреждения) по оказанию платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования (далее соответственно — платные услуги, плата) и недопущения нарушений прав потребителей указанных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, Минобрнауки России сообщает.
Оказание платных услуг возможно в соответствии с частью 17 статьи 2 и статьей 101 Закона об образовании и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Минобрнауки России разработан Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. N 1898, с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. N 818) (далее — Порядок).
Порядком предусмотрено, что учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом комплексных характеристик образовательной деятельности и подготовки обучающегося (качества образования), предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами.
С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция пункта 6 Порядка, согласно которой размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год (далее — Положение, базовые нормативы затрат).
Согласно пункту 22 Положения значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, общей суммой, с выделением суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, а также суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
Базовые нормативы затрат по программам высшего образования утверждены от 1 декабря 2015 г. N АП-117/18вн.

26.08.2016185
Что включает в себя система оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений? Каковы основные меры по оптимизации расходов ФОТ?

Балансировка бюджета

Балансировка бюджета — это деятельность субъектов финансового планирования и бюджетирования по обеспечению бездефицитного бюджета за счет оптимизации расходов и увеличения доходов.
ООВО самостоятельно определяют систему оплаты труда. Однако, при разработке системы оплаты труда следует учитывать требования Трудового кодекса Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, а также Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Системы оплаты труда работников ООВО включают в себя:
− размеры окладов (должностных окладов),
− выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Также необходим расчет взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений.

26.08.2016220
Как осуществлять корректировку расходной части бюджета?

Формирование и корректировка расходной части бюджета

Формирование расходной части бюджета учреждения производится в соответствии с  «Порядком составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Кроме того, ООВО может использовать собственные разработанные классификации показателей расходов, принятые в соответствии с учетной политикой ООВО.
Корректировка расходной части бюджета учреждения осуществляется на основании п.16,17 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717), а также в соответствии с принятыми в ООВО внутренними нормативно-правовыми актами в части планирования и бюжетирования финансово-хозяйственной деятельности.

26.08.2016213
Как осуществлять корректировку доходной части бюджета учреждения?

Формирование и корректировка доходной части бюджета учреждения

Формирование доходной части бюджета учреждения производится в соответствии с  «Порядком составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Кроме того, ООВО может использовать собственные разработанные классификации показателей доходов, принятые в соответствии с учетной политикой ООВО.
Корректировка доходной части бюджета учреждения осуществляется на основании п.16,17 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717), а также в соответствии с принятыми в ООВО внутренними нормативно-правовыми актами в части планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности.

26.08.2016167
Какие сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) необходимо указывать как дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД?

Дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД

Дополнительные сведения о деятельности учреждения в плане ФХД отображаются в соответствии с формами iIV-IX «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717). Например, сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения, отражаются в форме VII «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение федерального государственного учреждения (подразделения) на (очередной финансовый год)» и форме IX «Справочная информация».
В данных формах можно отразить средства по обеспечительным платежам как способ обеспечения исполнения обязательств, средства грантов по соглашению между грантополучателем-физическим лицом и учреждением.

26.08.2016473
Как составить план финансово-хозяйственной деятельности в части сведений об операциях с целевыми субсидиями?

Составление сведений об операциях с целевыми субсидиями

Сведения об операциях с целевыми субсидиями составляются в соответствии с Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (с изменениями от 24 сентября 2015 г) по форме 0501016 Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению
С учетом положений, установленных Требованиями для составления плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, сформированные учреждением, утверждаются в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Сведения формируйте в следующем порядке
В графе 1 – наименование субсидии с указанием цели ее предоставления (согласно нормативно-правовому акту, который устанавливает порядок предоставления указанной субсидии).
В графе 2 – код субсидии текущего финансового года, присвоенный учредителем.
В графе 3 – код КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат.
В графе 4 – код объекта капстроительства (например, недвижимости), который включен в Федеральную адресную инвестиционную программу и на создание которого выделена субсидия на капвложения. При получении других целевых субсидий эту графу не заполняйте.
Графы 5, 6 не заполняйте.
В графах 7, 8 – суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые подтверждена потребность учреждения направить их на те же цели. Если код субсидии изменился, новый код укажите в графе 7. В графе 8 отразите разрешенные к использованию суммы.
В графе 9 – сумму планируемых на текущий финансовый год поступлений субсидий.
В графе 10 – сумму планируемых на текущий финансовый год выплат за счет средств субсидий с учетом разрешенного к использованию остатка субсидии прошлых лет. Данные показатели могут быть детализированы до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.
Перечень целевых субсидий может быть утвержден:

  • бюджетным, автономным учреждением – если оно осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета по предоставлению себе (как получателю) субсидий;
  • федеральным органом исполнительной власти (учредителем).

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на другие выплаты (в зависимости от потребности учреждения).

26.08.20167175
Каков срок публикации плана ФХД после утверждения? Сколько дней дается на его размещение после подписания?

Соблюдение сроков формирования и размещения плана ФХД

Для планирования и учета исполнения плана ФХД ООВО целесообразно использовать следующие периоды:

  • календарный финансовый год;
  • учебный финансовый год.

Календарный финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период:

  • очередной календарный  финансовый год;
  • 1-й год планового периода;
  • 2-й год планового периода.

При планировании и бюджетировании ООВО может осуществлять дополнительную детализацию по временному интервалу финансового года (поквартально, помесячно).
Учебный год – цикл учебного процесса в ООВО продолжительностью в один календарный год. В зависимости от особенности организации учебного процесса ООВО при планировании и бюджетировании может осуществлять дополнительную детализацию по временному интервалу учебного года (семестрам, триместрам, четвертям, модулям, месяцам).
С 1 января 2012 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Положения приказа распространяются на автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета.
Приказ устанавливает обязательные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности, но не определяет его форму. Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности должен быть установлен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.
Финансовыми периодами планирования и контроля исполнения бюджетов ООВО являются учебный финансовый год (с 1 сентября по 31 августа) и календарный финансовый год (с 1 января по 31 декабря).
Таким образом, план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

26.08.2016925
Что нужно, чтобы в течение года внести изменения в план ФХД? Какими НПА руководствоваться при внесении изменений в план ФХД?

Внесение изменений в план ФХД

Внесение изменений в план ФХД производится на основании п.16,17 «Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2016 г. № 717).

26.08.2016394
Какие основные нормативные документы регламентируют процесс формирования плана ФХД?

Нормативно-методические основы формирования плана ФХД
Нормативное регулирование финансово-хозяйственной деятельности

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 04 июля 2016 г)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями от 03 июля 2016 г)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 03 июля 2016 г)
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»
  7. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов»
  8. Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»
  9. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
  10. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 226-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  11. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (с изменениями от 3 июля 2016 г).
  12. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» »  (с изменениями от 31 декабря 2014 г).
  13. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 3 июля 2016 г).