Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

03 Бюджетирование и планирование ФХД, текущее финансирование, ОРД

02.09.2016408
Кто утверждает план ФХД подразделения?

План подразделения (План подразделения с учетом изменений) утверждается руководителем учреждения.

02.09.2016242
Каковы основные этапы формирования первичного плана ФХД?

Основные этапы:

  • Разработка стратегического плана развития ООВО;
  • Создание рабочей группы (определение организационных структур, служб) по разработке системы планирования, бюджетирования, управленческого учета и исполнения плана ФХД ООВО;
  • Выбор модели планирования ФХД ООВО;
  • Разработка и утверждение положения о финансовой структуре ООВО;
  • Разработка и утверждение Положения и регламента о планировании и бюджетировании ФХД ООВО;
  • Обучение персонала работе в условиях системы и учета исполнения плана;
  • Разработка положения об управленческой учетной политики;
  • Разработка стандартов документооборота для отражения информации бухгалтерского и управленческого учета по исполнению плана ФХД;
  • Разработка техники учета и новых требований к оперативности обработки первичной информации для получения необходимой управленческой информации с заданной оперативностью, периодичностью и в нужных аналитических разрезах, необходимых для учета исполнения плана ФХД;
  • Разработка положения о внутреннем финансовом контроле в ООВО.
02.09.2016193
Какие основные показатели включает в себя первичный план ФХД ООВО?

Система формирования первичного плана ФХД ООВО включает в себя:
субъекты планирования, бюджетирования и учета исполнения ФХД ООВО;
объекты планирования, бюджетирования и учета исполнения ФХД ООВО;
модели планирования и бюджетирования ФХД ООВО;
формы бюджетов;
планы и их взаимосвязь в процессе планирования и бюджетирования ФХД ООВО;
период планирования и бюджетирования;
локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования, бюджетирования и исполнения ФХД ООВО.

02.09.2016216
Что необходимо обязательно указать в плане ФХД?

В Плане указываются:

  • цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);
  • виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);
  • перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
  • общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
  • показатели по поступлениям, выплатам и источникам дефицита средств федерального государственного учреждения (подразделения);
  • мероприятия стратегического развития; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • сведения о вносимых изменениях.
02.09.2016179
На какой период составляется план финансово-хозяйственной деятельности?

В соответствии с приказом Минобрнауки от 16 июня 2016 г. №717 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» План составляется на очередной финансовый год и плановый период либо в случае утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год – на очередной финансовый год.

02.09.2016265
По какому методу план ФХД составляется учреждением (подразделением)?

План составляется учреждением (подразделением) по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, представленной в приложении к приказу Минобрнауки от 16 июня 2016 г. №717 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

02.09.2016113
В какой валюте формируется План ФХД для учреждений, находящихся за пределами территории РФ?

В соответствии с п. 3 приказа Минобрнауки от 16 июня 2016 г. №717 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» Для российских учреждений (подразделений), находящихся за пределами территории Российской Федерации, показатели Плана формируются в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте.

26.08.2016234
Какова роль фактических данных в системе финансового управления ООВО?

Получение фактических данных (способы настройки процессов)

Процесс управления ООВО рассматривается как циклическое выполнение следующих шагов:

  • планирование (бюджетирование) деятельности;
  • получение фактических данных;
  • план-фактный анализ, выявление отклонений и их причин;
  • корректировка планов (бюджетов), целей предприятия.

В системе управления ООВО учет исполняет роль обратной связи. С его помощью осуществляется сбор информации о текущем хозяйственном состоянии организации, которая является базой для план-фактного анализа.
В рамках эффективного управления необходимо получать фактические данные, сопоставимые с плановыми (бюджетными) показателями. При этом получаемые фактические данные должны быть достоверны, правильно отражать существующую хозяйственную ситуацию в ООВО.
Чем достовернее получаемые фактические данные, тем выше управляемость организации. На достоверность фактических данных влияют группы объективных и субъективных факторов:

  • внешние факторы — экономическая среда функционирования ООВО, законодательная база и т.д.;
  • внутренние факторы — квалификация сотрудников, наличие и эффективность системы внутреннего контроля, применение информационных технологий, способы получения фактических данных, методологические особенности формирования фактических данных и т.д.

Влияние процесса получения фактических данных на их достоверность
В практике бюджетирования сложилось два способа получения фактических данных для целей сопоставления с запланированными данными.
Первый способ предполагает, что все данные полностью берутся из системы бухгалтерского учета. Но в этом случае бухгалтерский учет должен быть значительно перестроен и отвечать требованиям внутренних пользователей к качеству предоставляемой информации. Только тогда бухгалтерский учет станет надежным источником фактических данных, позволяющих принимать эффективные управленческие решения. Именно таким образом организованный бухгалтерский учет является управленческим учетом, и данные из системы бухгалтерского учета полностью могут быть использованы для проведения план-фактного анализа в системе бюджетирования. Данная организация системы бухгалтерского учета свидетельствует о высоком уровне организации методологии учета, планирования и автоматизации этих процессов.
Из-за сложности перестройкисистемы бухгалтерского учета в ООВО под требования, предъявляемые к ним системой бюджетирования, многие автоматизированные системы бюджетирования используют другой способ сбора фактических данных. Его применение во многом обусловлено влиянием учетного процесса распределения затрат на получение фактических данных для системы бюджетирования.
Второй способ характеризуется тем, что автоматизированные системы «берут» из бухгалтерского учета данные о затратах только по местам их первичного накопления и «копируют» в модуль бюджетирования. В модуле бюджетирования затраты распределяются по правилам, отличным от методов распределения затрат в бухгалтерском модуле. Фактические данные о затратах, полученные в результате такого распределения, в бюджетном модуле используются для план-фактного анализа.

26.08.2016279
Каковы преимущества интеграции систем бюджетного и управленческого учета для ООВО?

Связь с бухгалтерским учетом

Построение бухгалтерского управленческого учета предусматривает наличие:

  • Нормативного регулирования управленческого учета, т.е. установление в законодательном порядке единых правил и методических основ ведения управленческого учета и составление управленческой (внутренней) отчетности. Это позволит, обеспечит собственника (руководителя) необходимой информацией для принятия правильного управленческого решения.
  • Инициативы организации по совершенствованию управленческого учета и его рационализации. Ведение учетного процесса разрабатывается самой организацией с учетом отраслевой деятельности, технологических особенностей и процессов.
  • Использование в бухгалтерском управленческом учете общих принципов управления:

— системный подход (учетная политика для целей управленческого учета)
— программно-целевое управление
— научная организация труда (распределение обязанностей между работниками учета, менеджеров).
Интеграция систем бюджетного и управленческого учета позволит вузу получить следующие преимущества:

  1. Обеспечивается возможность сравнения и проверки данных различных систем учета, поскольку в их основе лежит использование единого информационного пространства.
  2. Исключается необходимость дублирования ввода данных и сведений по одним и тем же операциям по исполнению бюджета для нужд различных систем учета.
  3. Значительно повышается уровень достоверности управленческой информации за счет однократного ввода данных, что способствует минимизации количества ошибок.
  4. Обеспечивается экономия трудовых и иных ресурсов в связи с отсутствием необходимости в содержании дополнительных служб (подразделений, групп) для параллельного ведения различных видов и систем учета и отчетности.
  5. Достигается оптимизация документооборота.
  6. Возрастает оперативность (сокращаются сроки) предоставления запрашиваемой информации руководителям вуза и его подразделений, в результате чего появляется больше времени для принятия взвешенных, экономически обоснованных решений.

В  российских вузах применяются различные пакеты прикладных программ для ведения бюджетного учета и формирования отчетности. При внедрении управленческого учета должны быть предприняты необходимые меры по доработке данного программного продукта с целью создания возможности использования данных бюджетного учета для формирования информации в системе управленческого учета. При этом предпочтение следует отдать такой организации обмена информацией, при котором вся первичная информация поступает из системы бюджетного учета.
Трансформация данных из бюджетного учета в управленческий учет предполагает решение следующих задач:

  • разработка правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие;
  • установление соответствия статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами;
  • введение при необходимости дополнительных аналитических признаков в счета бюджетного учета плана счетов и дополнительных реквизитов в выводимые на дисплей при использовании программного продукта формы ввода данных первичного учета.

В целях разработки правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие следует провестианализ всех операций по исполнению бюджета, осуществляемых вузом, способы их отражения в бюджетном учете и документы, которыми данные операции оформляются.
При этом необходимо установить соответствие корреспонденций счетов бюджетного учета отражению информации на счетах управленческого учета, включая соответствие дополнительных аналитических показателей, статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами.
Выполнение данной работы позволит детализировать аналитический аппарат бюджетного учета с целью получения необходимой для управленческого учета информации и установить более полное соответствие между ними.
При разработке Плана счетов следует придерживаться правила соблюдения баланса необходимого и достаточного уровня детализации данных. Поэтому необходимо предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, программе, государственному заданию, направлению деятельности или мероприятию.
Кроме того, управленческий План счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, государственному заданию, программам, сотрудникам, временным периодам и т.д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды. Для гибкости анализа в различных разрезах следует разработать Справочники объектов управленческого учета, которые прикрепляются к значимым для системы управленческого учета счетам. Справочники должны быть разработаны с использованием системы кодов.
Система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и финансового планирования с применением методов программно-целевого подхода, отдельных справочников управленческого учета.
Для этого в Плане счетов должны быть предусмотрены аналитические показатели, позволяющие выделить:

  • из расходов на оплату прочих работ и услуг расходы на оплату повышения квалификации педагогических кадров,
  • из расходов на транспортные услуги – расходы на оплату проезда к месту повышения квалификации и обратно,
  • из расходов на заработную плату – расходы по сохранению заработной платы работнику, направленному на повышение квалификации и т.д.

Для систематизации и агрегирования однородных данных в управленческом учете применяются аналитические признаки, позволяющие соотнести произведенные расходы с центрами затрат, образовательными программами, подразделениями вуза.
Для целей управленческого учета могут также вводиться забалансовые счета. Учет ведется без применения двойной записи.

26.08.2016234
Особенности закупочной деятельности образовательного учреждения?

Закупки

С 1 января 2014 года начала действовать контрактная система в сфере закупок. Все заказчики в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд должны следовать правилам, которые установлены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Эти правила обязаны применять бюджетные и автономные учреждения при условиях, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
С 1 января 2016 года переходят на общий порядок закупок также и заказчики Крыма и Севастополя. До этого они могли проводить закупки по старым правилам, которые были установлены на уровне субъекта. Об этом сказано в частях 32–38 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.             Регулирование закупочной деятельности учреждения сферы образования напрямую зависит от его статуса (бюджетное, автономное и т.п.) и схемы организации закупочного процесса. Например, бюджетное образовательное учреждение может часть закупок осуществлять в соответствии с Законом № 44-ФЗ. При этом другая часть закупок может быть выведена в сферу регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Сделать это можно только при закупках:

  • за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;
  • за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относят все поступления, кроме:

  • средств на оказание и оплату медпомощи по ОМС;
  • субсидий из бюджетной системы;
  • пожертвований от граждан и организаций.

 В соответствии с последним бюджетное учреждение осуществляет закупки согласно собственному положению о закупках. Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением по Закону № 223-ФЗ или в соответствии с Законом № 44-ФЗ отменить в течение года нельзя. То есть если до 2016 года вы положение не разместили, применять Закон № 223-ФЗ не сможете. А если в середине года учредитель отменил Положение о закупке, проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ вы сможете только со следующего года.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры.
Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы, позволяющие обеспечить конкуренцию:

5 апреля   2013 г. № 44-ФЗ).
Недостатком таких процедур является их длительность и значительный объем закупочного документооборота при организации и проведении процедуры.
Единственная процедура, которая предусматривает закупки в неконкурентных условиях, — это закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законом № 44-ФЗ предусмотрено 37 случаев, когда заказчик имеет право заключить соглашение с любым исполнителем на усмотрение заказчика.
Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Перечень таких оснований зависит от двух факторов:

  • во-первых, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, то есть цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например на проведение конкурентной процедуры;
  • во-вторых, предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует либо субъект является исключительным правообладателем.

Отдельного внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — это осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в ред. Закона № 140-ФЗ).
Образовательное учреждение в целях комплектования библиотечных фондов может осуществлять закупку печатных изданий без процедур торгов непосредственно у авторов или в издательстве, если они являются исключительными правообладателями, в следующих случаях:

  • закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается Перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (далее — Аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой Перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом № 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в Аукционный перечень. Кроме этого, товары (работы, услуги), не включенные в Аукционный перечень, по решению заказчика могут закупаться путем проведения электронного аукциона, то есть за заказчиком остается право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) в отношении закупки таких товаров (работ, услуг).
Запрос котировок. Выбирая запрос котировок как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик забывает о таких двух понятия, как «квартал» и «одноименность». Это связано, прежде всего, с тем, что ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ установлен общегодовой предельный объем закупок, который можно осуществлять путем проведения запроса котировок, вне зависимости от даты размещения извещения, заключения контракта или предмета контракта.
Запрос предложений — это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге. Это новая закупочная процедура в российском закупочном законодательстве с 1992 г., когда начала формироваться практика регламентированных закупок. Данный способ представляет собой процедурный гибрид между конкурсом, аукционом и запросом котировок, и заказчикам только еще предстоит его изучать и осваивать.
Законом № 44-ФЗ предусмотрено разнообразие и выбор закупочных процедур в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В каждой конкретной ситуации у любого заказчика всегда будут аргументы в выборе того или иного способа закупки. На такой выбор будут оказывать влияние следующие факторы:

  • планомерность возникновения потребности (ее предсказуемость и заблаговременная финансовая обеспеченность);
  • наличие (или отсутствие) временного ресурса;
  • принципы выбора победителя, позволяющие более эффективно и результативно осуществить закупку.

         До начала проведения закупок создается комиссию для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При ее формировании учитывается выбранный способопределения поставщика. Комиссию по проведению закупок можно не создавать только при приобретении товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (ч. 1 ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, для организации закупок создается контрактная служба или принимается на работу  контрактный управляющий.
Для организации закупок создается контрактная служба или принимается на работу  контрактный управляющий. Создать контрактную службу необходимо, еслисовокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Выделять специальное подразделение для этого не обязательно. Членами контрактной службы могут быть любые сотрудники заказчика (в т. ч. руководящие), которые имеют специальное образование по закупкам. А назначать в контрактную службу граждан со стороны, которые не являются сотрудниками учреждения, нельзя (ч.1 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснения в письме Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834).
Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., можно на выбор или создать контрактную службу, или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно (Письма Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128,от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834.
Можно назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).  Одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя, а также нельзя создавать несколько контрактных служб. Это не предусмотрено законодательством.
Для контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы применяйте профстандарты:

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. В законодательстве о закупках есть требования к их квалификации (письмо Минэкономразвития России  от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841. Сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Два варианта создания контрактной службы.
1. Формирование нового структурного подразделения или возложение функций и полномочий на подразделение, которое выполняет функции снабжения. При этом руководителем контрактной службы будет руководитель этого подразделения, назначенный приказом руководителя.
2. Создание сводной (нештатной) службы из сотрудников различных структурных подразделений. В этом случае возглавлять контрактную службу должен руководитель заказчика либо один из его заместителей.
Осуществляя закупочную деятельность, необходимо обладать информацией обо всех возможных вариантах закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, но вместе с тем достаточно гибко, не шаблонно подходить к выбору способа закупки с учетом соблюдения интересов и основной деятельности заказчика.