Особенности закупочной деятельности образовательного учреждения?
С 1 января 2014 года начала действовать контрактная система в сфере закупок. Все заказчики в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд должны следовать правилам, которые установлены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Эти правила обязаны применять бюджетные и автономные учреждения при условиях, установленных статьей 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
С 1 января 2016 года переходят на общий порядок закупок также и заказчики Крыма и Севастополя. До этого они могли проводить закупки по старым правилам, которые были установлены на уровне субъекта. Об этом сказано в частях 32–38 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Регулирование закупочной деятельности учреждения сферы образования напрямую зависит от его статуса (бюджетное, автономное и т.п.) и схемы организации закупочного процесса. Например, бюджетное образовательное учреждение может часть закупок осуществлять в соответствии с Законом № 44-ФЗ. При этом другая часть закупок может быть выведена в сферу регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Сделать это можно только при закупках:
- за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
- в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;
- за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).
При этом к доходам от иной деятельности относят все поступления, кроме:
- средств на оказание и оплату медпомощи по ОМС;
- субсидий из бюджетной системы;
- пожертвований от граждан и организаций.
В соответствии с последним бюджетное учреждение осуществляет закупки согласно собственному положению о закупках. Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением по Закону № 223-ФЗ или в соответствии с Законом № 44-ФЗ отменить в течение года нельзя. То есть если до 2016 года вы положение не разместили, применять Закон № 223-ФЗ не сможете. А если в середине года учредитель отменил Положение о закупке, проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ вы сможете только со следующего года.
Законом № 44-ФЗ предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры.
Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы, позволяющие обеспечить конкуренцию:
- конкурс (все его виды): – открытый (ст. 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– с ограниченным участием (ст. 56 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– двухэтапный (ст. 57 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– закрытый (ч. 1 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– закрытый с ограниченным участием (ч. 10 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– закрытый двухэтапный (ч. 14 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ); - аукцион (в том числе электронный)
- – открытый в электронной форме (ст. 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
– закрытый (ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ); - запрос котировок и запрос предложений (ст. 72 Закона от
5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Недостатком таких процедур является их длительность и значительный объем закупочного документооборота при организации и проведении процедуры.
Единственная процедура, которая предусматривает закупки в неконкурентных условиях, — это закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законом № 44-ФЗ предусмотрено 37 случаев, когда заказчик имеет право заключить соглашение с любым исполнителем на усмотрение заказчика.
Основания для выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Перечень таких оснований зависит от двух факторов:
- во-первых, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно с экономической точки зрения, то есть цена закупки незначительна по сравнению с затратами времени, например на проведение конкурентной процедуры;
- во-вторых, предмет закупки настолько специфичен, что конкуренция на данном рынке товаров (работ, услуг) фактически отсутствует либо субъект является исключительным правообладателем.
Отдельного внимания заслуживает п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — это осуществление закупки товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в ред. Закона № 140-ФЗ).
Образовательное учреждение в целях комплектования библиотечных фондов может осуществлять закупку печатных изданий без процедур торгов непосредственно у авторов или в издательстве, если они являются исключительными правообладателями, в следующих случаях:
- закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается Перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (далее — Аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой Перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом № 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в Аукционный перечень. Кроме этого, товары (работы, услуги), не включенные в Аукционный перечень, по решению заказчика могут закупаться путем проведения электронного аукциона, то есть за заказчиком остается право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) в отношении закупки таких товаров (работ, услуг).
Запрос котировок. Выбирая запрос котировок как способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик забывает о таких двух понятия, как «квартал» и «одноименность». Это связано, прежде всего, с тем, что ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ установлен общегодовой предельный объем закупок, который можно осуществлять путем проведения запроса котировок, вне зависимости от даты размещения извещения, заключения контракта или предмета контракта.
Запрос предложений — это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге. Это новая закупочная процедура в российском закупочном законодательстве с 1992 г., когда начала формироваться практика регламентированных закупок. Данный способ представляет собой процедурный гибрид между конкурсом, аукционом и запросом котировок, и заказчикам только еще предстоит его изучать и осваивать.
Законом № 44-ФЗ предусмотрено разнообразие и выбор закупочных процедур в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. В каждой конкретной ситуации у любого заказчика всегда будут аргументы в выборе того или иного способа закупки. На такой выбор будут оказывать влияние следующие факторы:
- планомерность возникновения потребности (ее предсказуемость и заблаговременная финансовая обеспеченность);
- наличие (или отсутствие) временного ресурса;
- принципы выбора победителя, позволяющие более эффективно и результативно осуществить закупку.
До начала проведения закупок создается комиссию для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При ее формировании учитывается выбранный способопределения поставщика. Комиссию по проведению закупок можно не создавать только при приобретении товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (ч. 1 ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, для организации закупок создается контрактная служба или принимается на работу контрактный управляющий.
Для организации закупок создается контрактная служба или принимается на работу контрактный управляющий. Создать контрактную службу необходимо, еслисовокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Выделять специальное подразделение для этого не обязательно. Членами контрактной службы могут быть любые сотрудники заказчика (в т. ч. руководящие), которые имеют специальное образование по закупкам. А назначать в контрактную службу граждан со стороны, которые не являются сотрудниками учреждения, нельзя (ч.1 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснения в письме Минэкономразвития России от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834).
Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., можно на выбор или создать контрактную службу, или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно (Письма Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128,от 31 января 2014 г. № ОГ-Д28-834.
Можно назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889). Одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя, а также нельзя создавать несколько контрактных служб. Это не предусмотрено законодательством.
Для контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы применяйте профстандарты:
- специалист в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н;
- эксперт в сфере закупок, утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.
С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. В законодательстве о закупках есть требования к их квалификации (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841. Сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Два варианта создания контрактной службы.
1. Формирование нового структурного подразделения или возложение функций и полномочий на подразделение, которое выполняет функции снабжения. При этом руководителем контрактной службы будет руководитель этого подразделения, назначенный приказом руководителя.
2. Создание сводной (нештатной) службы из сотрудников различных структурных подразделений. В этом случае возглавлять контрактную службу должен руководитель заказчика либо один из его заместителей.
Осуществляя закупочную деятельность, необходимо обладать информацией обо всех возможных вариантах закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, но вместе с тем достаточно гибко, не шаблонно подходить к выбору способа закупки с учетом соблюдения интересов и основной деятельности заказчика.