Каковы преимущества интеграции систем бюджетного и управленческого учета для ООВО?
Построение бухгалтерского управленческого учета предусматривает наличие:
- Нормативного регулирования управленческого учета, т.е. установление в законодательном порядке единых правил и методических основ ведения управленческого учета и составление управленческой (внутренней) отчетности. Это позволит, обеспечит собственника (руководителя) необходимой информацией для принятия правильного управленческого решения.
- Инициативы организации по совершенствованию управленческого учета и его рационализации. Ведение учетного процесса разрабатывается самой организацией с учетом отраслевой деятельности, технологических особенностей и процессов.
- Использование в бухгалтерском управленческом учете общих принципов управления:
— системный подход (учетная политика для целей управленческого учета)
— программно-целевое управление
— научная организация труда (распределение обязанностей между работниками учета, менеджеров).
Интеграция систем бюджетного и управленческого учета позволит вузу получить следующие преимущества:
- Обеспечивается возможность сравнения и проверки данных различных систем учета, поскольку в их основе лежит использование единого информационного пространства.
- Исключается необходимость дублирования ввода данных и сведений по одним и тем же операциям по исполнению бюджета для нужд различных систем учета.
- Значительно повышается уровень достоверности управленческой информации за счет однократного ввода данных, что способствует минимизации количества ошибок.
- Обеспечивается экономия трудовых и иных ресурсов в связи с отсутствием необходимости в содержании дополнительных служб (подразделений, групп) для параллельного ведения различных видов и систем учета и отчетности.
- Достигается оптимизация документооборота.
- Возрастает оперативность (сокращаются сроки) предоставления запрашиваемой информации руководителям вуза и его подразделений, в результате чего появляется больше времени для принятия взвешенных, экономически обоснованных решений.
В российских вузах применяются различные пакеты прикладных программ для ведения бюджетного учета и формирования отчетности. При внедрении управленческого учета должны быть предприняты необходимые меры по доработке данного программного продукта с целью создания возможности использования данных бюджетного учета для формирования информации в системе управленческого учета. При этом предпочтение следует отдать такой организации обмена информацией, при котором вся первичная информация поступает из системы бюджетного учета.
Трансформация данных из бюджетного учета в управленческий учет предполагает решение следующих задач:
- разработка правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие;
- установление соответствия статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами;
- введение при необходимости дополнительных аналитических признаков в счета бюджетного учета плана счетов и дополнительных реквизитов в выводимые на дисплей при использовании программного продукта формы ввода данных первичного учета.
В целях разработки правил трансформации данных бюджетного учета в управленческие следует провестианализ всех операций по исполнению бюджета, осуществляемых вузом, способы их отражения в бюджетном учете и документы, которыми данные операции оформляются.
При этом необходимо установить соответствие корреспонденций счетов бюджетного учета отражению информации на счетах управленческого учета, включая соответствие дополнительных аналитических показателей, статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления и управленческих статей доходов/расходов, операций с активами и обязательствами.
Выполнение данной работы позволит детализировать аналитический аппарат бюджетного учета с целью получения необходимой для управленческого учета информации и установить более полное соответствие между ними.
При разработке Плана счетов следует придерживаться правила соблюдения баланса необходимого и достаточного уровня детализации данных. Поэтому необходимо предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, программе, государственному заданию, направлению деятельности или мероприятию.
Кроме того, управленческий План счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, государственному заданию, программам, сотрудникам, временным периодам и т.д. Для этого необходимо каждой статье доходов и расходов, каждому центру ответственности и каждому виду деятельности присвоить соответствующие коды. Для гибкости анализа в различных разрезах следует разработать Справочники объектов управленческого учета, которые прикрепляются к значимым для системы управленческого учета счетам. Справочники должны быть разработаны с использованием системы кодов.
Система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета и финансового планирования с применением методов программно-целевого подхода, отдельных справочников управленческого учета.
Для этого в Плане счетов должны быть предусмотрены аналитические показатели, позволяющие выделить:
- из расходов на оплату прочих работ и услуг расходы на оплату повышения квалификации педагогических кадров,
- из расходов на транспортные услуги – расходы на оплату проезда к месту повышения квалификации и обратно,
- из расходов на заработную плату – расходы по сохранению заработной платы работнику, направленному на повышение квалификации и т.д.
Для систематизации и агрегирования однородных данных в управленческом учете применяются аналитические признаки, позволяющие соотнести произведенные расходы с центрами затрат, образовательными программами, подразделениями вуза.
Для целей управленческого учета могут также вводиться забалансовые счета. Учет ведется без применения двойной записи.