1. Расчет стоимости платных образовательных услуг
Если иностранные студенты, обучаются на русском языке в общей группе (1 курс), и стоимость различна, то следует ввести для иностранных студентов дополнительные строки с профилем «Иностранные граждане».
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами РФ правами на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет:
- бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее — квота);
- средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. При этом квота на них не распространяется, то есть имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ и нормами, установленными им самим.
Установление для иностранных граждан, обучающихся на русском языке в общей группе, большей стоимости обучения, чем для граждан РФ должна быть экономически обоснована, это возможно в связи с увеличением затрат образовательного учреждения, например, в связи с наложением обязанности принимающей стороной (ВУЗом) иностранцев по оформлению приглашения; информированию органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина; уведомлению УФМС и органа управления в сфере образования о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска, о завершении или прекращении обучения его в данном образовательном учреждении.
Перечень содержится в ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Стоимость ПОУ не должна быть ниже НЗКВ 2019 г.
Нормативные затраты установлены на уровне 2019 года в соответствии с Приказом Минобрнауки от 18 мая 2020 г № 669.
Почему изменился КПД: КПД — коэффициент платной деятельности, применяется при расчете затрат на содержание имущества (налоги) в соответствии с п. 33 ПП 640 от 26.06.2015. Он не изменялся, изменился формат отображения — теперь коэффициент приведен с точностью до 5 знаков, как он был применен при расчете. Суммы от этого не изменились. При определении стоимости ПОУ КПД никак не используется.
При определении стоимости ПОУ для поступающих на первый курс в 2020 году необходимо ориентироваться на показатели, использованные при определении стоимости ПОУ на 2019 год. См. приказ Минобрнауки России от 18 мая 2020 года № 669 «Об особенностях определения в 2020 году платы для физических и юридических лиц за образовательные услуги, относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых законами, в пределах установленного государственного задания». Приказ опубликован в новостях на сайте www.cbias.ru
В эфире радио «Комсомольская правда» 17.05.2020 Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал интервью Александру Милкусу.
Вопрос: Получается, что раньше было правило, что платное обучение не может стоить меньше, чем обучение на бюджете по этой же специальности. Сейчас, если вузы будут сами устанавливать, как вы определите, они демпингуют или не демпингуют? Где критерии?
Ответ: Критерий будет установлен в соответствующем приказе, который мы подготовили. Просто [вступит в силу он] в свое время. Давайте посмотрим на историю вопроса, в разных вузах можно было за разную стоимость получить образование. Для примера возьмем какую-нибудь техническую специальность или инженерную. Когда вам предлагали получить образование за, там допустим, 30, 20 или 40 тысяч, при том, что в ведущих вузах это стоило в 3-4 раза дороже, и понятно, что это было обеспечено, поскольку это инженерная специальность (направление) была обеспечена соответствующей лабораторной работой, квалифицированными преподавателями, методическими материалами и так далее. По определению не может стоить меньше, чем какая-то сумма, поэтому появился приказ, который привязывал стоимость на коммерческих местах к стоимости на бюджетных местах. В этом году с учетом специфики ситуации мы даем вузам определенную свободу, но, конечно, не абсолютную. Сейчас вот определим минимальный размер и принцип, которым должны руководствоваться вузы. Определенные принципы будут заданы министерством, то есть вуз не сможет произвольно установить любую стоимость. Не будет такого, что в одном вузе, скажем, обучение по экономике будет стоит 20 тысяч, а в другом – 120 тысяч, потому что это неправильный подход.
В личном кабинете на cbias.ru в разделе «ИС по платным образовательным услугам» на вкладке Стоимость обучения на 2-м и последующих курсах для головной организации и каждого филиала введите данные о стоимости обучения из прошлогоднего приказа и планируемую стоимость обучения в новом учебном году.
Для введённых данных осуществляется проверка правильности применения норм части 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому рост стоимости обучения не должен превышать уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на текущий финансовый год.
В ходе проверки планируемая стоимость обучения на 2 курсе в новом учебном году сравнивается со стоимостью обучения на 1 курсе, установленной приказом прошлого года, умноженной на коэффициент инфляции. Планируемая стоимость обучения на 3 курсе в новом учебном году сравнивается с умноженной на коэффициент инфляции стоимостью обучения на 2 курсе, установленной приказом прошлого года, и т.д. В случаи роста стоимости ПОУ для 2-го и последующих курсов выше уровня инфляции данный факт будет отражён в справке о результатах мониторинга.
Если в организации в заключаемых договорах на оказание ПОУ принято указывать полную стоимость обучения, эта стоимость не подлежит изменению и неравномерно распределена по годам обучения (курсам), то для настройки алгоритма проверки роста стоимости обучения выше уровня инфляции необходимо кликнуть по ссылке «Нажмите здесь, если в договорах указывается полная стоимость обучения с неравномерной разбивкой по годам» и отметить, в каких годах заключение договоров осуществлялось на указанных выше условиях. Данную настройку необходимо выполнить для головной организации и всех филиалов, договора на обучение в которых заключаются или заключались на условиях фиксации полной стоимости обучения с неравномерной разбивкой по годам.
Если по некоторым направлениям подготовки в прошлом учебном году ПОУ не оказывались (стоимость ПОУ не была установлена), а в новом учебном году образовательная организация снова планирует оказывать ПОУ по этим направлениям подготовки, то для определения стоимости обучения на 2-м и последующих курсах применяется тот же подход, что для определения стоимости обучения на 1-м курсе: стоимость обучения не должна быть меньше норматива НЗКВ. В качестве значения для стоимости обучения в прошлом учебном году в таких случаях нужно вводить ноль. В разделе Локальные НПА необходимо также загрузить копии НПА, объясняющих причину отмены и последующего возобновления оказания ПОУ по данным направлениям подготовки.
Вводите стоимость обучения без скидки.
Всю необходимую информацию о коэффициентах и расчетах Вы можете найти в своем личном кабинете в разделе «Информация об объемах ФО ГЗ» — «Начальный расчет на 2019 год».
НЗ и НЗКВ рассчитаны для направлений подготовки, по которым у вашего вуза есть государственное задание на оказание образовательных услуг. По другим направлениям подготовки при установлении стоимости обучения на 1-м курсе необходимо ориентироваться на БНЗ.