Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России
03.01 Бюджетирование и планирование ФХД

19 Получение фактических данных (способы настройки процессов)

26.08.2016237
Какова роль фактических данных в системе финансового управления ООВО?

Получение фактических данных (способы настройки процессов)

Процесс управления ООВО рассматривается как циклическое выполнение следующих шагов:

  • планирование (бюджетирование) деятельности;
  • получение фактических данных;
  • план-фактный анализ, выявление отклонений и их причин;
  • корректировка планов (бюджетов), целей предприятия.

В системе управления ООВО учет исполняет роль обратной связи. С его помощью осуществляется сбор информации о текущем хозяйственном состоянии организации, которая является базой для план-фактного анализа.
В рамках эффективного управления необходимо получать фактические данные, сопоставимые с плановыми (бюджетными) показателями. При этом получаемые фактические данные должны быть достоверны, правильно отражать существующую хозяйственную ситуацию в ООВО.
Чем достовернее получаемые фактические данные, тем выше управляемость организации. На достоверность фактических данных влияют группы объективных и субъективных факторов:

  • внешние факторы — экономическая среда функционирования ООВО, законодательная база и т.д.;
  • внутренние факторы — квалификация сотрудников, наличие и эффективность системы внутреннего контроля, применение информационных технологий, способы получения фактических данных, методологические особенности формирования фактических данных и т.д.

Влияние процесса получения фактических данных на их достоверность
В практике бюджетирования сложилось два способа получения фактических данных для целей сопоставления с запланированными данными.
Первый способ предполагает, что все данные полностью берутся из системы бухгалтерского учета. Но в этом случае бухгалтерский учет должен быть значительно перестроен и отвечать требованиям внутренних пользователей к качеству предоставляемой информации. Только тогда бухгалтерский учет станет надежным источником фактических данных, позволяющих принимать эффективные управленческие решения. Именно таким образом организованный бухгалтерский учет является управленческим учетом, и данные из системы бухгалтерского учета полностью могут быть использованы для проведения план-фактного анализа в системе бюджетирования. Данная организация системы бухгалтерского учета свидетельствует о высоком уровне организации методологии учета, планирования и автоматизации этих процессов.
Из-за сложности перестройкисистемы бухгалтерского учета в ООВО под требования, предъявляемые к ним системой бюджетирования, многие автоматизированные системы бюджетирования используют другой способ сбора фактических данных. Его применение во многом обусловлено влиянием учетного процесса распределения затрат на получение фактических данных для системы бюджетирования.
Второй способ характеризуется тем, что автоматизированные системы «берут» из бухгалтерского учета данные о затратах только по местам их первичного накопления и «копируют» в модуль бюджетирования. В модуле бюджетирования затраты распределяются по правилам, отличным от методов распределения затрат в бухгалтерском модуле. Фактические данные о затратах, полученные в результате такого распределения, в бюджетном модуле используются для план-фактного анализа.