Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс учреждениями, подведомственными Минобрнауки России

Вопрос в связи с изменением уровня инфляции, который составил 2,8 процента. Этот год не первый, в котором происходит изменение уровня инфляции, однако, после сдачи отчета и установления цен с первоначальным уровнем инфляции в прошлые годы больше ничего не изменяли в стоимости. Как быть в этот раз после такой «новости»? Получается наиболее ответственный студен, поспешивший побыстрее оплатить обучение, будет учиться по более высокой стоимости? И у вуза теперь будет несколько прейскурантов? Хотелось бы сослаться на письмо от 30 марта 2016 г. №АП-465/18 О ФОРМИРОВАНИИ СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, в котором указано «Дополнительно сообщаем, что при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, учреждения один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения), по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица заключается договор об оказании платных услуг (далее — договор), в котором указывается полная стоимость платных услуг и порядок их оплаты. Частью 3 статьи 54 Закона об образовании определено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, который: в 2018 г. согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) — 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) – 2,8 процента.
Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимости в договоре, является дополнительное соглашение.
Дополнительное соглашение – это документ, подтверждающий изменения в первоначальные условия договора.
Взимание повышенной платы, увеличенной на уровень инфляции, без заключения дополнительного соглашения с потребителем будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

Кроме того, дополнительное соглашение об увеличении стоимости образовательных услуг на сумму превышающую уровень инфляции, недействительно в силу действия статьи 16 Закона о защите прав потребителей и статьи 168 ГК РФ. Включение в договор об образовании условий, допускающих такое увеличение стоимости, образует состав административного нарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заключение со студентом дополнительных соглашений о повышении стоимости обучения на сумму, превышающую уровень инфляции, недопустимо.
Новость, размещенная на портале, является информационной. Ее размещение было обусловлено необходимостью дополнительного информирования образовательных организаций об изменении законодательства. Вместе с тем, образовательные организации должны при заключении договора или дополнительного соглашения ориентироваться на действующие нормы законодательства и отслеживать их изменение.