Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России
03.03 Платные образовательные услуги (ПОУ)

1.1.1 Порядок расчета стоимости платных образовательных услуг

18.05.2020559
Индексируем ли мы стоимость обучения на 2020-2021 год для старших курсов на индекс инфляции? Есть информация, что Минобрнауки рекомендует не индексировать, но официального документа не видели.

В эфире радио «Комсомольская правда» 17.05.2020 Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал интервью Александру Милкусу.

Вопрос: Получается, что раньше было правило, что платное обучение не может стоить меньше, чем обучение на бюджете по этой же специальности. Сейчас, если вузы будут сами устанавливать, как вы определите, они демпингуют или не демпингуют? Где критерии?

Ответ: Критерий будет установлен в соответствующем приказе, который мы подготовили. Просто [вступит в силу он] в свое время. Давайте посмотрим на историю вопроса, в разных вузах можно было за разную стоимость получить образование. Для примера возьмем какую-нибудь техническую специальность или инженерную. Когда вам предлагали получить образование за, там допустим, 30, 20 или 40 тысяч, при том, что в ведущих вузах это стоило в 3-4 раза дороже, и понятно, что это было обеспечено, поскольку это инженерная специальность (направление) была обеспечена соответствующей лабораторной работой, квалифицированными преподавателями, методическими материалами и так далее. По определению не может стоить меньше, чем какая-то сумма, поэтому появился приказ, который привязывал стоимость на коммерческих местах к стоимости на бюджетных местах. В этом году с учетом специфики ситуации мы даем вузам определенную свободу, но, конечно, не абсолютную. Сейчас вот определим минимальный размер и принцип, которым должны руководствоваться вузы. Определенные принципы будут заданы министерством, то есть вуз не сможет произвольно установить любую стоимость. Не будет такого, что в одном вузе, скажем, обучение по экономике будет стоит 20 тысяч, а в другом – 120 тысяч, потому что это неправильный подход.

16.09.2019247
Подскажите, пожалуйста, как ввести в систему данные по оплате за старшие курсы в 2019-2020 учебном году (поступление 2014-2015).

В личном кабинете на cbias.ru в разделе «ИС по платным образовательным услугам» на вкладке Стоимость обучения на 2-м и последующих курсах для головной организации и каждого филиала введите данные о стоимости обучения из прошлогоднего приказа и планируемую стоимость обучения в новом учебном году.
Для введённых данных осуществляется проверка правильности применения норм части 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому рост стоимости обучения не должен превышать уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на текущий финансовый год.
В ходе проверки планируемая стоимость обучения на 2 курсе в новом учебном году сравнивается со стоимостью обучения на 1 курсе, установленной приказом прошлого года, умноженной на коэффициент инфляции. Планируемая стоимость обучения на 3 курсе в новом учебном году сравнивается с умноженной на коэффициент инфляции стоимостью обучения на 2 курсе, установленной приказом прошлого года, и т.д. В случаи роста стоимости ПОУ для 2-го и последующих курсов выше уровня инфляции данный факт будет отражён в справке о результатах мониторинга.
Если в организации в заключаемых договорах на оказание ПОУ принято указывать полную стоимость обучения, эта стоимость не подлежит изменению и неравномерно распределена по годам обучения (курсам), то для настройки алгоритма проверки роста стоимости обучения выше уровня инфляции необходимо кликнуть по ссылке «Нажмите здесь, если в договорах указывается полная стоимость обучения с неравномерной разбивкой по годам» и отметить, в каких годах заключение договоров осуществлялось на указанных выше условиях. Данную настройку необходимо выполнить для головной организации и всех филиалов, договора на обучение в которых заключаются или заключались на условиях фиксации полной стоимости обучения с неравномерной разбивкой по годам.
Если по некоторым направлениям подготовки в прошлом учебном году ПОУ не оказывались (стоимость ПОУ не была установлена), а в новом учебном году образовательная организация снова планирует оказывать ПОУ по этим направлениям подготовки, то для определения стоимости обучения на 2-м и последующих курсах применяется тот же подход, что для определения стоимости обучения на 1-м курсе: стоимость обучения не должна быть меньше норматива НЗКВ. В качестве значения для стоимости обучения в прошлом учебном году в таких случаях нужно вводить ноль. В разделе Локальные НПА необходимо также загрузить копии НПА, объясняющих причину отмены и последующего возобновления оказания ПОУ по данным направлениям подготовки.

06.06.2019268
Вопрос по поводу предоставления скидок по оплате контракта за обучение на некоторых специальностях. Скидки предоставляются студентам при определенных условиях и по данным специальностям может быть как полная стоимость, то есть выше нормативных затрат, так и с учетом предоставления скидки ниже нормативных затрат, которую вуз покрывает за счет собственных средств. Как заполнять данную специальность?

Вводите стоимость обучения без скидки.

05.06.2019469
При установлении стоимости заочного обучения каков нижний предел по отношению к нормативной стоимости. А есть ли верхний предел? Можно ли брать 50 или 60%, если рынок позволяет?

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минобрнауки России от 20.12.2010г. № 1898 размер платы в расчёте на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определённых в том числе с учётом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания. То есть определен только минимальный допустимый размер платы за обучения.
Таким образом, стоимость обучения рассчитывается учреждением самостоятельно на основе локальных НПА, при этом Минобрнауки России определен минимальный размер платы, которую может установить образовательное учреждение.

19.08.20162306
Каков порядок расчета стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования, оказываемых образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минобрнауки России?
В соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее — Порядок) , размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг. В соответствии с пунктом 6 Порядка  размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с  Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год. В соответствии со статьей 11 положения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. В соответствии со статьей 13 Положения нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее — корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат. Исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания,  стоимость платных образовательных услуг должна устанавливаться не ниже нормативов затрат, рассчитанных как базовые нормативы затраты с учетом корректирующих коэффициентов.