Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

01.1 Нормативные затраты

01.09.20161156
В каких случаях применяется и как определяется коэффициент платной деятельности?

В соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, коэффициент платной деятельности используется в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания.
Коэффициент платной деятельности применяется:
к затратам на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;
затратам на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, которые, в свою очередь, включают в себя:
а) затраты на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;
б) затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.
Коэффициент платной деятельности определяется как отношение:
планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме поступлений, включающей в себя:
планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отчетном финансовом году;
доходы от платной деятельности, полученные в отчетном финансовом году.

01.09.2016195
Какова специфика отраслевых корректирующих коэффициентов в сфере высшего образования?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272 отраслевые корректирующие коэффициенты в сфере высшего образования подразделяются на:
корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами;
корректирующие коэффициенты, отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза;
корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами;
корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;
корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ.

01.09.2016247
В чем состоит специфика территориальных корректирующих коэффициентов в сфере высшего образования?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272 территориальные корректирующие коэффициенты состоят из корректирующих коэффициентов, учитывающих целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе (с учетом положений абзаца шестого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») и корректирующих коэффициентов, учитывающих государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.

01.09.2016229
Каким образом учитывать недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество при расчете БНЗ в сфере высшего образования?

Распоряжением Минобрнауки России от 18 мая 2016 г. № р-204 утверждена Методика определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества при расчете базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

01.09.2016568
Как формируется базовый норматив затрат?
В соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением:
  • показателей качества оказания государственной услуги;
  • показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) оказания государственной услуги.
При определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере.
До принятия нормативных правовых актов, устанавливающих натуральные  нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника указанного значения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, при определении общих требований.
Нормативное правовые акты, устанавливающие натуральные нормы, должны быть приняты не позднее 2018 года.
01.09.2016436
Каков порядок утверждения базового норматива затрат?

Значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (уточняется при необходимости при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период), общей суммой, с выделением:
а) суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
б) суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
В случае, если общие требования не были согласованы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с Министерством финансов Российской Федерации, значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Базовый норматив затрат на оказание государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования формируется в отношении стоимостных групп профессий, специальностей, направлений подготовки.

01.09.2016116
Каковы полномочия учредителя при формировании нормативных затрат на оказание государственных услуг?

В соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, к полномочиям учредителя при формировании  нормативных затрат на оказание государственных услуг относятся:
1. Утверждение базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг в установленной сфере.
2. Утверждение ведомственного перечня государственных и муниципальных услуг.
3. Утверждение значений нормативных затрат на оказание государственных услуг.
4. Утверждение базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг.
5. Определение базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в ведомственный перечень государственных и муниципальных услуг:
— в случае если федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, принял решение передать эти полномочия учредителю;
— только при формировании государственного задания в период до начала срока формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
6. Утверждение отраслевого корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовый (отраслевой) перечень  государственных и муниципальных услуг.
7. Определение значения отраслевого корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат на оказание государственной услуги:
— в случае если федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, принял решение передать эти полномочия учредителю;
— только при формировании государственного задания в период до начала срока формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
8. Утверждение отраслевого корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат, если учредитель является федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), в котором предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
9. Утверждение значения территориального корректирующего коэффициента.

01.09.2016105
Как определяется размер затрат на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов?

Согласно пункту 4.3 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемые при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания  на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040) затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами включаются в нормативные затраты на оказание государственных (муниципальной) услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в очной форме профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в размере, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.

01.09.201692
Каким образом регламентируется отнесение должностей к административно-управленческому и вспомогательному персоналу?

Согласно статье 52 Закона об образовании в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Право на занятие таких должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Примерами квалификационных справочников могут служить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н), Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).

01.09.2016132
Какими документами Минобрнауки России определяются нормативные затраты по разным уровням профессионального образования и видам деятельности?

Приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 N 1272 утверждена Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)».
Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей) утверждена Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности «Образование и наука», «Молодежная политика» и «Опека и попечительство несовершеннолетних граждан», за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования утверждена Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № АП-115/18вн.